Газопоршневые мини-ТЭС все активнее строятся в России. И если раньше в основном вводились энергоблоки мощностью более 300 кВт, сейчас востребованы и малые установки.
Немецкая компания 2G Energietechnik GmbH (г. Хеек) – один из ведущих производителей энергетического оборудования – начала проводить модернизацию дизельных двигателей ЯМЗ (Ярославского моторного завода) для перевода на газовое топливо и использовать их в составе своих электростанций.
К настоящему моменту компания предлагает потребителям широкий спектр высокоэффективных газопоршневых энергоустановок в диапазоне мощности от 50 кВт до 4,3 МВт для выработки электрической и тепловой энергии в составе когенерационных мини-ТЭС.
В частности, недавно по заказу ПКФ «Дизель Парк» была изготовлена электростанция 2G-KWK-100-EG на базе двигателя ЯМЗ-238М мощностью 100 кВт. Она была поставлена заказчику в г. Ярославль.
Поставщиком комплектующих для электростанций производства 2G Energietechnik GmbH является компания Hatraco BV (Нидерланды) и ее дочерняя фирма – ООО «Хатрако» (г. Видное, Московская обл.).
Одним из направлений бизнеса компании Hatraco BV является поставка систем зажигания газопоршневых двигателей. Являясь дистрибьютором продукции компании Altronic Inc. (Hoerbiger Engine Solutions) в России и странах Европы, она поставляет 2G GmbH системы зажигания для газопоршневых двигателей, которые используются в составе электростанций.
Компания Hatraco BV предлагает полный комплект оборудования для газопоршневых электростанций, включая свечи зажигания, высоковольтные провода, системы подачи топлива, системы зажигания, системы смесеобразования, регуляторы оборотов, смесители и сис- темы управления.
Системы зажигания поставляются практически для любых промышленных двигателей – от простых «plug & play» для малых двигателей до взрывобезопасных систем крупных газомотокомпрессоров, применяющихся в составе международных магистральных газопроводов.
Универсальная микропроцессорная система зажигания CD200 производства Altronic Inc. разработана для использования на малых 1–16-цилиндровых промышленных газопоршневых двигателях. В отличие от механических систем зажигания, требующих регулярного технического обслуживания, CD200 не имеет подвижных элементов, оснащена мощными средствами управления и может применяться в составе различных типов двигателей.
Используя микропроцессорную технологию, блок зажигания CD200 обрабатывает входные сигналы углового положения с магнитного датчика, распознающего отверстия или зубья на маховике двигателя. Это обеспечивает формирование точного и согласованного момента зажигания относительно положения коленвала или распредвала.
Технология разряда конденсатора высокой энергии испытана на сотнях тысяч газопоршневых двигателей по всему миру. Применение такой технологии обеспечивает максимальную производительность двигателя, продлевая при этом в 3–5 раз срок службы свечей зажигания по сравнению с индуктивными системами зажигания.
Абонентская программа на основе Windows обеспечивает оператору доступ ко всем функциям CD200, включая регулирование энергии искро-образования, автоматическое регулирование момента зажигания (как функцию скорости вращения или аналогового сигнала, например с индикатора нагрузки) и момента защитного отключения. Удаленный мониторинг и передача данных с использованием MODBUS-протокола также является стандартной функцией системы.
Кроме того, в программу продаж компании Hatraco BV входят двухтопливные системы GTI Bi-Fuel для дизельных двигателей мощностью от 75 кВт до 3 МВт. Как показывает опыт, затраты на эксплуатацию таких двигателей могут быть достаточно внушительными, если дизельное топливо приходится доставлять на отдаленные площадки. Двухтопливные системы позволяют значительно сократить расходы дизтоплива (до 70 %) посредством замещения значительного количества жидкого топлива газом.
Для многих двигателей электрические стартеры не всегда являются лучшим выбором. Это связано с ограниченной скоростью и емкостью аккумуляторов, имеющих недостаточную силу тока при низких температурах.
Воздушные стартеры TDI обеспечивают надежный старт в любых экстремальных условиях, а также значительное количество запусков при низком потреблении воздуха/газа. Стартеры TDI широко используются в судостроительной и горнодобывающей промышленности, в индустриальных стационарных двигателях и газовых турбинах.
ООО «Хатрако» представляет на российском рынке также продукцию компании CRE Technology (Франция), которая разрабатывает и производит системы управления и контроля для дизельных и газопоршневых двигателей. Вся продукция сертифицирована согласно ISO 9001, а контроллеры серии Gensys имеют сертификаты морских регистров DNV, Lloyds и BV. В настоящее время на российском рынке предлагаются контроллеры Gensys 2.0 L.T, Gensys Compact, Gensys 2.0 Core и системы дистанционного управления RDM 2.0, Unigen 2.0 и PTS 2.0.
Кроме того, сегодня ООО «Хатрако» начало поставлять на российский рынок продукцию компании DCL International Inc. (Канада) – одного из ведущих разработчиков и производителей блоков контроля эмиссии для двигателей внутреннего сгорания. Ассортимент продукции DCL включает трехкомпонентные каталитические нейтрализаторы отработавших газов, окислительные катализаторы, различные фильтры для очистки выхлопных газов, каталитические конвертеры, системы выхлопа двигателей и генераторных установок и др.